"КАК ИСКУПИТЬ ГРЕХ АБОРТА?"

Известно, что современная церковная практика не столь сурова к женщине, и уже длительные епитимии за убийство нерожденного ребенка, как то было раньше, не используются, хотя тяжесть этого греха, независимо от срока беременности, однозначно осуждается и как являлась, так и является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни.

Если же случается самопроизвольный выкидыш, происшедший по болезни или греховной неосторожности матери, например, как: поднятие тяжестей, бег или преступное нерадение о сохранении ребенка, – то святой Церковью полагается совершение священнической "Молитвы жене, егда извержет младенца", которая, по своему смыслу, носит покаянный характер.

В последнее время в среде православных верующих получило широкое хождение так называемое "правило схимонахини Антонии" ("Вымаливание, крещение и наречение имени убиенных детей во чреве матери").

Правило, массово распространявшееся поначалу в нескольких версиях самиздатовским методом, при первом же знакомстве привлекает внимание некоторыми странностями и заблуждениями. Нам, например, сразу же сообщается, что одной пожилой монахине привиделась или приснилась некая женщина, которая дает ей не только совет духовного содержания, но и подкрепляет его неким молитвенным правилом. Святые отцы, как мы знаем, всегда рекомендовали крайне осторожно относиться к тому, что нам привиделось или приснилось, – и в этом случае святоотеческий совет вновь убедительно подтверждает, что верить различным видениям и снам крайне опасно.

В "правиле", во-первых, предлагается окрестить давно убиенного ребенка, причем вовсе не задаваясь вопросом: а как это сделать? Церковь, как известно, чин крещения, следуя всем канонам, совершает только над живым человеком – младенцев же, убиенных в утробе, к живым отнести никоим образом не возможно, и поэтому они не могут быть окрещены. Однако распространители матушкиного учения, нарушая установленные в святой Церкви правила и каноны, предлагают данное якобы схимонахине свыше свое чинопоследование таких "крещений", которое иначе как кощунством, надругательством над таинством святого крещения назвать нельзя.

Во-вторых, в "правиле схимонахини Антонии" содержится несколько не просто спорных, а и весьма нелепых рекомендаций, таких, как, например, "заплатить за крещение младенца". Что это? Новый вид средневековой индульгенции? Родители не могут заплатить за него сами? Нет-нет, надо платить! А когда заплатишь и вычитаешь все, что положено, – а это 48 раз "Отче наш", 48 раз Иисусову молитву и по множеству ряд других, – то "правило" обещает, что "Матерь Божия выводит убиенного младенца из ада..." Ах, если бы все было так просто и пребывание во аде зависело бы только от формального исполнения правил! Да и кто однозначно решил, что младенцы, убиенные во чреве, находятся именно в аду: этому нигде нет подтверждения в Священном Писании. Мы не знаем точно, где они, убиенные младенцы. Если кто и нуждается точно в изведении из ада, то только не младенцы-мученики, а их родители-убийцы – матери и отцы абортированных детей.

Происходит страшная подмена понятий, когда вместо покаяния в тяжком смертном грехе предлагается "вымаливание младенцев", причем молитва начинается со слов: "Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей..." Вдумайтесь! Не меня, грешную убийцу, помилуй, а чад моих, безвинных, – и разве это не кощунство?

И уж совсем сомнительны рекомендации "отдать пеленку, чепчик и крестик для бедных детей", что больше похоже на откровенное издевательство над бедными детьми, которым нужны продукты, лекарства, одежда, деньги, жилье, а не чепчик с пеленкой, купленные когда-то для утробного эмбриона. Выходит, слишком легкое "правило", выгодное. И разве не очевидно, что милостыня для бедных, как детей, так и взрослых, должна носить не символический, а весьма и весьма конкретный характер?

В "правиле" есть множество и других несуразностей и откровенных ляпов. В частности, как можно нарекать имя младенцу, пол которого неизвестен? Впрочем, и пол, и имя можно, наверное, теша и обманывая себя, придумать, но есть и более серьезные замечания.

Грех аборта сам по себе уже настолько тяжел, что перечеркивает жизнь человека пополам – "до" и "после". Его не возможно ничем и никак искупить. Если ты, к примеру, что-то украл, то можно вернуть украденное, и даже, если нельзя вернуть, то можно совершить милостыню, превосходящую нанесенный ущерб. Можно помириться с тем, с кем поругался, можно попросить у него прощения. Ленивого можно научить работать, а пьяницу отучить на всю жизнь пить, и подобных примеров привести можно великое множество – но как и чем искупить этот страшный грех? Нет такого наказания, которое соответствовало бы аборту. Если муж отправил свою жену на аборт четыре раза, то нельзя же их убить четырежды! Даже если потом родить десятерых детей, то убитого, того самого, не вернешь уже никогда.

Поэтому епитимии, которые дают священники после аборта, носят скорее символический характер, чтобы возбудить в человеке покаянные чувства и сокрушение о содеянном. Конечно, можно потом дать жизнь множеству детей, можно завещать свою квартиру какой-нибудь многодетной семье, терпеливо переносить жизненные скорби, болезни и последствия абортов, но действительно покрыть этот грех не может ничто, кроме бесконечного милосердия Божия, и то только при условии искреннего покаяния и совершения таинства исповеди.

Но вот именно о покаянии "самиздатовское" правило не говорит ни слова, как ни разу не упоминается там и про исповедь! Что можно однозначно принимать только как хулу на таинство исповеди. Следуя логике распространителей матушкиного "правила", покаяния, принесенного на таинстве исповеди, недостаточно, да и сама по себе исповедь, выходит, ущербна, раз предлагается некое самостийное дополнение в виде особого чинопоследования. Создается иллюзия: вычитай 48 раз молитву, сделай 40 поклонов, заплати сколько потребуется – и все в порядке: грех прощен. Предлагается полная противоположность истинному покаянию – слепой и бессмысленный ритуал, который своим магизмом уводит людей от настоящего покаяния. Поскольку источник этого "откровения" – явное обольщение, то люди, которые его распространяют и выполняют, сами приобщаются к состоянию бесовской прелести, со всеми вытекающими для души последствиями.

Да, сегодня действительно существует серьезная общероссийская и общецерковная проблема: в стране миллионы человек мучаются от страданий и угрызений совести о содеянном грехе. Люди готовы на что угодно, чтобы облегчить свою совесть, но нельзя так откровенно доводить проблему до примитивизма, сводя все к формальному исполнению сомнительных обрядов. Издатели снов схимонахини Антонии могли бы лучшим способом использовать потраченные на листовки средства и напечатать, например, плакаты против абортов. И как они не понимают, что издавать подобные листки, да еще и без благословения священноначалия, безусловно, крайне вредно и опасно для их души.

Ничего нового в проблеме абортов нет, они известны с древности. Если бы была необходимость в особом правиле или чинопоследовании для детоубийц, то оно было бы составлено еще во времена святого Василия Великого. Святые отцы оставили нам достаточно упоминаний об аборте, но у них шла речь об обличении греха детоубийства и, главное, – о покаянии.

Так что же делать тем, кому совесть не дает покоя? Как покаяться в грехе аборта? Во-первых, если человека мучает совесть, значит, она у него есть – это уже хорошо. Для покаяния существует исповедь – одно из семи важнейших церковных таинств. В первую очередь нужна исповедь и соответствующая епитимия, назначенная священником. Епитимия, как церковное наказание для исправления человека, даваемое священником, назначается в частном порядке, но полезно знать, что святая Церковь по древним канонам за аборт отлучала от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Сегодня это правило, конечно же, не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, надо всем. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося – и она всегда строго индивидуальна. Епитимия, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеет значение возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства.

Во-вторых, нужно помнить, что никакой "молитвы от аборта", автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника "Молитва жене, егда извержет младенца" относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (например, при поднятии тяжестей), но никоим образом не к искусственному прерыванию беременности. Аборт – всегда грех!

Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимии, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялся от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: "жена... спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим. 2.14- 15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Однако у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха. Пожилые матери должны использовать все свое влияние, чтобы их дети не убивали, а рожали.

Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями: одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.

Есть и еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. Многие из тех, кто идет в абортарий, делают это неосознанно. Кто-то по молодости, по глупости и по незнанию; кто-то под влиянием стечения сиюминутных обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, который бы мог помочь, сказав правду и объяснив, в чем дело. Порой так важно вовремя оказать моральную поддержку, а то, может быть, и материальную. И именно таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых последствиях аборта, о том, что это – грех. Страшный грех. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы удержать от убийства своего ребенка. И дело не столько в стоимости самих пеленок, сколько в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков.

В послании святого апостола Иакова говорится: "Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5.20). И еще: "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?" (Притч. 24.11.) Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, – спасает человеческую жизнь, а, значит, покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершал аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. Причем не формально, как рекомендует "правило схимонахини Антонии", а оказать конкретную и ощутимую помощь. Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния (Мф. 3.8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого кающегося грешника.

 

 

Предыдущая                 Содержание